Создание специальных образовательных условий для обучения детей с ОВЗ
"Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру".
С 01.09.2016 г. открыты двери в МБОУ «ИООШ №2» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья: дети,
состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Классификация:
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дата начала реализации стандартов
- стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
- обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Планируемые результаты реализации ФГОС для детей с ОВЗ
- расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием;
- обеспечение образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ;
- совершенствование условий для реализации процесса.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ:
- Создание нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
- Создание аналитического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
- Создание организационно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
- Создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
- Создание финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
- Создание информационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
Диапазон различий развития детей с ОВЗ:
- От практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
- От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Принципы обучения
- Психологическая безопасность.
- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
- Единство совместной деятельности.
- Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью - создать общий настрой - и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью отношение как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.
1. Нормативное регулирование
- 1.1 Федеральные акты:
- 1.1.1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (.PDF 1.81 Mb)
- 1.1.2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (.PDF 452.39 Kb)
- 1.1.3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (.PDF 423.37 Kb)
- 1.2 Региональные и муниципальные акты, которые регулируют вопросы создания специальных образовательных условий для обучения детей с ОВЗ.
- 1.2.1 Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области №2004-р от 18.10.2022 года «Концепция профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области» (.PDF 4.56 Mb)
- 1.2.2 Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в соответствии с требованиями законодательства об образовании в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области (.PDF 1.3 Mb)
- 1.2.3 Анкета для руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) (.xls 80 Kb)
- 1.3 Локальные акты
2. Педагогическим работникам
3. Обучающимся
4. Родителям (законным представителям) обучающихся
- 4.1 Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ОВЗ
- 4.1.1 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (.PDF 1.79 Mb)
- 4.1.2 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (.PDF 1.57 Mb)
- 4.1.3 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (.PDF 1.65 Mb)
- 4.1.4 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (.PDF 4.37 Mb)
- 4.1.5 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (.PDF 2.46 Mb)
- 4.1.6 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (.PDF 2.37 Mb)
- 4.1.7 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (.PDF 2.52 Mb)
- 4.1.8 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся (.PDF 3.14 Mb)
- 4.1.9 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (.PDF 2.99 Mb)
5. Детские безопасные сайты
6. Горячая линия по вопросам создания специальных образовательных условий для обучения детей с ОВЗ